.

Страница посвящена изучению дисциплины «Этика. Эстетика» студентами направлений «Физическая культура» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».

Архив

Технологии Blogger.

Объем дисциплины 3 зачетных единицы - 108 часов

ПОИСК

Статистика блога


Для тех, кто по каким-либо причинам не мог регулярно посещать занятия по данной дисциплине и желает быть допущенным к зачету, необходимо выполнить следующее задание (сдавать  допустимо  в электронном или письменном виде):
1. Самостоятельная работа № 1 по Этике
История развития этической мысли
Блок А. Вопросы и задания
1. Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия?
2. Кто впервые ввел термин этика?
3. Что является предметом изучения этики?
4. Каковы основные задачи этики?
5. Что является центральной проблемой этики?
6. Назовите основные функции этики.
7. Как называется первый специальный труд по этике?
8. Каким этическим термином Вы могли бы обозначить человека, который
смысл своей жизни видит в наслаждениях, удовольствиях?
9. Кто из античных мыслителей пользовался девизом: ―Познай самого себя?
10.Где и когда возникло христианство? В чем причина его возникновения?
11.На чем основана духовная связь человека с Богом в христианской этике?
12.Кто является нравственным идеалом в христианской этике?
13.Назовите основателя нравственно-религиозного учения мусульман?
Блок Б. Вопросы и задания
1. Проиллюстрируйте специфичность морали и нравственности различных
культурных эпох примерами из истории, литературы, искусства?
2. Можно ли среди окружающих людей встретить циников, стоиков,
эпикурийцев, или это все жизненные установки далекого прошлого?
3. О чем бы Вы в первую очередь спросили Конфуция, если бы смогли с
ним встретиться? Можете ли Вы сами ответить на этот вопрос?
4. Платон, образно описывая душу человека, сравнивал ее с колесницей,
которой управляет возничий (разум) и в которую впряжены две лошади
(воля и чувство). А что управляет Вашей душой?
5. Согласны ли Вы с мнением стоиков, что ―лучше достойно умереть, чем
недостойно жить‖?
6. Хотели бы Вы стать настоящим йогом? Осуществимо ли это в условиях
нашей жизни?
7. Прав ли Ж. -Ж. Руссо, утверждавший, что ребенка с детства
―заставляют слепо подчиняться, с детства его принуждают, с детства он живет в искусственно стесненных взрослыми обстоятельствах? Если он прав, то откуда появляются свободные, нравственно ответственные люди?
8. Согласились бы Вы жить в платоновском государстве, в котором философы управляют, стражники охраняют, а ремесленники работают… В таком государстве, согласно Платону, каждый человек будет счастлив, так как занимает место согласно своим способностям и не мечтает ни о чем другом.
9. Можете ли Вы согласиться с тем, что этика - порождение человеческой слабости, так как она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штампами?
10. Может ли принцип ―разумного эгоизма служить надежным нравственным ориентиром жизни?


2. Самостоятельная работа № 2 по Этике
Сущность, структура и функции морали
Блок А. Вопросы и задания
1. В чем состоит сущность морали?
2. Что значит универсальный характер морали?
3. Что значит субъективный характер морали?
4. Что значит императивный (повелительный) характер морали?
5. Что входит в систему морали?
6. Назовите основные моральные принципы, двум из них дайте
толкование.
7. Что такое моральные нормы? Приведите их примеры.
8. Что такое моральные ценности?
9. Дайте толкование понятию ―нравственный идеал.
10.Назовите составляющие структуры морали.
11.Назовите 3 основных вида моральных отношений.
12.Что такое активная гражданская позиция?
13.Что является показателем нравственной культуры человека?
14.Охарактеризуйте поступок как центральный момент нравственного поведения.
15.Охарактеризуйте следующие функции морали: гуманизирующую, регулятивную, воспитательную.
16.Охарактеризуйте следующие функции морали: познавательную, ценностно-ориентирующую, коммуникативную.
Блок Б. Вопросы и задания
1. Какие нормы морали лично Вам не нравятся? Что будет, если их отменить?
2. Чем отличается идол от идеала?
3. Как Вы думаете, что дало основание Ф. Ницше утверждать: ―Жизнь в сопровождении морали невыносима?
4. Согласны ли Вы с распространенным в массовом сознании суждением:―Счастливы только дураки?
5. Можно ли быть нравственным, не имея идеала? Может ли быть человек идеалом для самого себя? Может ли вообще быть идеалом реальный человек?
6. Нужно ли задумываться о смысле жизни? Почему?
7. Согласны ли Вы с высказыванием Песталоцци: ―Нравственность - это разум сердца‖?

3. Самостоятельная работа № 3 по Этике
Нормативная этика. Высшие моральные
ценности (основные категории морали)
Блок А. Вопросы и задания
1. Как звучит ―золотое правило нравственности?
2. Перечислите высшие моральные ценности?
3. Какие понятия морального сознания разграничивают нравственное и безнравственное?
4. Назовите основные особенности категорий Добра и Зла?
5. Покажите единство и неразрывную связь Добра и Зла.
6. Приведите аргументы в пользу этики ненасилия.
7. Как бороться со злом? Нужна ли такая борьба?
8. Что такое совесть? Что является моральным результатом ―мук совести?
9. Что такое нравственный долг? Чем он отличается от обязанности?
10.Какой моральный выбор мы можем назвать свободным выбором?
11.Какие Вы знаете виды моральной ответственности личности? От чего зависит мера моральной ответственности?
12.Что такое честь и достоинство? В чем их отличие и единство?
13.Что такое смысл жизни? Докажите субъективный характер данной категории.
14.Что такое категории этики? Перечислите отдельные из них.
Блок Б. Вопросы и задания
1. Согласны ли Вы с утверждением И. Канта: ―Нравственное достоинство - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице?
2. Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Толстого: ―Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цепи причин и следствий?
3. Согласитесь ли Вы, что счастье – это отсутствие страданий?
4. Согласитесь ли Вы с Б. Паскалем, что ―что лучшее в добрых делах - это желание их утаить?
5. Совесть - тысяча свидетелей. Согласны ли Вы с этим античным афоризмом?
6. Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?
7. Ж. -Ж. Руссо утверждал, что ―утрата чести страшнее, чем смерть.
Актуальна ли эта мысль сегодня?
8. Индийское изречение гласит: ―Когда ты явился на свет, ты плакал, а все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался‖. Как это связано со смыслом жизни человека?
9. Можно ли измерить любовь и чем? Всепоглащающей страстью, потомством или еще чем-то? Как Вы относитесь к мере любви, предложенной Августином Блаженным: ―Мера любви – это любовь без меры?
10. Действительно ли ―человек - кузнец своего счастья‖?
11. Согласны ли Вы с высказыванием В. Г. Белинского: ―Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит?
12. Согласны ли Вы с высказыванием А. Д. Сент-Экзюпери: ―Любить - это не значит смотреть друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении‖?
13. И. Кант говорил: ―Делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие‖. Согласны ли Вы с этим мнением философа?
14. Попробуйте поместить себя в ситуацию морального конфликта и, воспользовавшись наличием свободной воли, сделайте выбор. Дайте моральную оценку своему выбору.
Ситуация 1: Вы и ваша мама живете в разных городах. В вашей жизни уже
наметилось много интересного и важного. Но вдруг оказывается, что мама, перенесшая тяжелую болезнь, нуждается в постоянном уходе, который некому, кроме Вас, осуществлять. Вам необходимо возвращаться к ней,
другого выхода нет. Решение нужно принять немедленно. Каков Ваш выбор?
Ситуация 2: Вы влюблены, уверены во взаимности, хотите жениться (выйти замуж). Вдруг становится известно, что Ваша избранница (избранник) страдает неизлечимым генетическим заболеванием, которое не дает возможности иметь детей и чревато тяжелой формой инвалидности. Узнав об
этом, Ваша любимая (любимый) рассказывает Вам обо всем, оставляя решение за Вами. Каков будет Ваш выбор?
15. Приведите примеры ситуаций, в которых ―благие намерения оказываются―дорогой в ад? Попытайтесь выявить причины таких явлений?
16. И. Кант говорил: ―Делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие‖. Согласны ли Вы с этим мнением философа?

4. Самостоятельная работа № 4 по Этике
Прикладная этика
Блок А. Вопросы и задания
1. Что такое прикладная этика?
2. Какова структура прикладной этики?
3. Какая этика называется этикой гражданственности?
4. Назовите основной принцип этики гражданственности?
5. Какая этика называется профессиональной этикой?
6. Каков нравственный смысл экологической этики?
7. Какой принцип должен быть в отношениях человека и природы: субъект - объектный или субъект - субъектный?
8. Что такое общение и какова его роль в жизни человека?
9. Каковы морально-психологические барьеры общения?
10.Что такое дружба и любовь? В чем их отличие?
11.Назовите нормы отношений подчиненных к руководителю.
12.Назовите основные правила поведения руководителя с подчиненными.
Блок Б. Вопросы и задания
1. В чем Вы видите нравственную сущность патриотизма?
2. Девизом одного из выдающихся президентов США Д. Ф. Кеннеди были
слова: ―Не спрашивай, что может сделать для тебя родина, - спроси, что можешь сделать для нее ты. Готовы ли Вы разделить такую позицию?
3. Задумывались ли Вы когда-либо над тем, что Вы можете сделать для своей страны?
4. Грязное ли дело политика и возможна ли в политике ―честная игра?
5. Какой смысл Вы вкладываете в понятия ―долг перед природой и ―долг перед потомками?
6. Возможно ли, говоря словами Н. Пришвина, ―так сойтись с природой,
чтобы чувствовать в ней свою собственную душу‖?
7. И. Кант говорил: ―Делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие. Согласны ли Вы с этим мнением философа?
8. Как Вы считаете, представляют ли собой компьютер, Интернет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличностному общению? Какие моральные достоинства или издержки Вы в этом видите?
9. Древние говорили: ―Друзья воруют время‖. Согласны ли Вы с этим?
10.Прокомментируйте известное изречение: ―Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
11.Существует ли, на Ваш взгляд, специфика общения в молодежной среде? Должны ли молодые люди следовать общепринятым нормам межличностного общения?

СКАЧАТЬ ЗАДАНИЕ ПО ЭТИКЕ В ФОРМАТЕ WORD


Также необходимо подготовить Реферат по ЭСТЕТИКЕ  не менее 15 страниц, с соблюдением правил оформления.

Примерная тематика рефератов по Эстетике

1. Эстетика как наука и феномен культуры.
2. Философско-эстетический образ мира в античной мифологии.
3. Аристотель – первый теоретик эстетики.
4. Основные проблемы античной эстетики.
5. Аполлоновское и дионисийское начала.в культуре.
6. Эстетика Аврелия Августина.
7. Эстетика западноевропейского Средневековья.
8. Красота в воззрениях Ф. Аквинского.
9. И. Сина о поэзии как «речи действующей на воображение».
10.Древнерусская эстетика.
11.Абсолютизация человеческой личности в эстетике Возрождения.
12.Пропорция, симметрия, перспектива в эпоху Возрождения.
13.Влияние творчества Леонардо да Винчи на последующее развитие
эстетической мысли.
14.Теория реалистического искусства в эстетике Г.Э. Лессинга.
15.Эстетика европейского Просвещения. Основные идеи.
16.Природа в эстетике романтиков.
17.Реализм в философии искусства.
18.И. Кант о прекрасном и возвышенном.
19.Природа в философии искусства Ф.В. Шеллинга.
20.Абсолют и красота в философии Г.В.Ф. Гегеля.
21.Сила и красота в творчестве В. Соловьева.
22.Эстетика отца П. Флоренского.
23.Символизм в мировоззрении А. Белого.
24.Эстетическая программа имажинизма.
25.А Лосев о художественной форме.
26.Воображение и фантазия в психоанализе З. Фрейда.
27.Геленовская теория фантазии.
28.Х.Г. Гадамер об актуальности прекрасного.
29.Эстетический феномен игры в творчестве Г. Гессе.
30.Эстетическая экзистенция буддизма.
31.Христианский канон и художественный символ.
32.Эстетическое своеобразие ислама.
33.Красота, гармония, прекрасное.
34.Эстетика безобразного в мировой культуре.
35.Пространство и время в искусстве и эстетике.
36.Эстетическая ценность комического.
37.Стиль в искусстве.
38.Эстетика барокко.
39.Классицизм в эстетике.
40.Авангард, модернизм и постмодернизм.



0 коммент.: